- «Образовательный геокешинг – одна из современных технологий дошкольного образования».
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры. Складывая смысл составляющих его слов geo (земля) и cache (тайник), получается – «поиск тайника в земле».
- Цель технологии:организация игровой деятельности детей в познании окружающего мира и реализации различных воспитательных задач дошкольного образования детей с использованием интеграции спортивного, познавательного и развивающего материала.
- Задачи:
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- Развитие умения определять и применять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- Воспитание волевых и дружеских качеств, чувства товарищества, взаимопомощи.
- Знакомство родителей с формами реализации технологии «образовательного геокэшига», его возможностях и влиянии на развитие ребенка.
- Формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе).
- Участники практики.
Технологию геокешинга можно использовать в работе с детьми разного возраста.Отличительной особенностью игры в группе ДОО или с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. Необходимо использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.
Дети младшего дошкольного возраста играют в упрощенную квест-игру, которая готовит их к геокешингу. Они выполняют элементарные задания: поиск предметов по заданным признакам в игровой комнате; поиск предметов по рисункам. Дети средней группы в квест-игре уже учатся пользоваться картами-схемами, и передвигаются по зданию детского сада, это является подготовкой для полноценной игры в геокешинг в старшем дошкольном возрасте. Особое внимание уделяется подбору и подготовке игровых презентаций.
Для детей старшего возраста игра начинается в группе приглашением к игре (видеописьмо, карта кладов и т. п.). Что помогает детям получить заряд разнообразных положительных эмоций, включить свое воображение, настроиться на предстоящую игру. Их могут встречать герои, которые приглашают детей и взрослых в мир приключений и поиска. Для детей старшей и подготовительной группы можно составить «Карту сокровищ». На карте, приблизительно, по схеме территории ДОУ можно нарисовать или сделать фотоуказатели разных станций-остановок с заданиями, помогающими в поиске «клада».
- Оригинальная идея воспитательной практики.
Игру «Геокешинг» можно использовать для реализации воспитательно-образовательных задач по любой образовательной области.
Образовательная область «Познавательное развитие» - можно предлагать детям задания и решать задачи экологической и математической направленности: использовать устный счет, сравнивать предметы, находить предметы определенной формы, выполнять задания на развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие» - выполнять задания по картинкам, составлять рассказы по ним и находить ответ.
Образовательная область «Физическое развитие» - реализуется двигательная активность детей. Дети, идя к цели, преодолевают на своем пути разнообразные препятствия в виде основных видов движений, танцевальных и ритмических упражнений.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» - благодаря геокешингу дети учатся взаимодействовать друг с другом для достижения единой цели, используются задания на формирование безопасного поведения.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - использование музыки в виде музыкального оформления игры, задания на узнавание музыкальных инструментов, художников, и т. д… Возможно использование заданий на построение определенных или творческих построек из конструктора.
Таким образом, геокешинг позволяет наполнять содержание различными заданиями в зависимости от реализуемых задач.
Путеводителем по маршруту для детей может быть волшебный клубок, карта, карточки с подсказками и метками. В конце игры детей ждет сюрпризный момент — клад. Эта технология, помогает ребенку самостоятельно познавать окружающий мир. Развивается понимание речи, любознательность, ориентировка в пространстве, мышление, наблюдательность и творчество.
Характерные особенности геокешинга:
- Наличие команды игроков.
- Наличие чётко оговариваемых правил.
- Участники сами выбирают способ, при помощи которого они будут решать поставленную задачу.
- Игроки – команда. Каждый имеет право на свое мнение.
- Итог – неожиданный приз, приятный для всех.
- Ценносно-смысловое наполнение воспитательной практики.
В процессе геокешинга дети активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, а также умственно развиваются. Дети закрепляют ранее полученные знания, узнают новые сведения о мире людей и животных, учатся правилам безопасного поведения в природе, узнают много интересного, познавательного о родном крае, о данной местности. Вместе со взрослыми дети любуются природой, наблюдают за изменениями в разное время года. Дети прислушивается к звукам природы, всматривается в ее образы, а окружающий мир открывает свои кладовые и помогает ребенку развить любознательность, наблюдательность и творчество.
- Этапы реализациивоспитательной практики.
Методика проведения элементов геокешинга с детьми старшего дошкольного возраста включает в себя 4 этапа:
1 этап – предварительная работа. Здесь изготавливается макет группы, детского сада, участка ДОО или другого объекта, находящегося на территории ДОУ.Также на этом этапе с детьми проводятся игры, занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2 этап – подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3 этап – проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта-схема маршрута к тайнику, дети дают ответы на вопросы связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, делаются фотоснимки обнаруженного места.Хорошо продуманная мотивация действий (оказание помощи героям, поиск предметов, демонстрация своей сообразительности), взаимосвязанные задания-испытания делают эту игру весьма привлекательной для детей. Их деятельность в этом случае менее регламентирована: они сами находят выход из критической ситуации, вступают в противоборство с силами зла, решают сложные головоломки, проявляют самостоятельность и индивидуальность.
Благодаря данному этапу игры геокешинг, ребенок изучает здание детского сада, посещая соседние блоки и группы, различные помещения, в результате чего детский сад становится ему знакомым, так же как и собственный дом.
4 этап – На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
- Результаты воспитательной практики.
Использование технологии «образовательного геокешинга» оказывает влияние на:
-- Повышение уровня развития любознательности, самостоятельности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
-- Повышение уровня развития познавательных процессов;
-- Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
-- Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
-- Знания детей о живой и неживой природе;
-- Повышение компетентности родителей в организации работы по использованию технологии «образовательного геокешинга».
Таким образом, использование технологии «образовательного геокешинга» является эффективным и необходимым для развития у дошкольников самостоятельности, любознательности, познавательной активности, настойчивости в поиске и достижении результата в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания окружающего мира.
- Место воспитательной практики в системе воспитания образовательной организации.
Эту технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием ищут «клад».
- Фотоматериалы